Интересные факты о Боинге-737 и об У. Э. Боинге

Пассажирский самолет «Боинг-737» – самый востребованный в мире за всю историю гражданского самолетостроения.

Крупнейшие мировые производители воздушных судов авиаконцерны Boeing (США) и Airbus (Европа) – глобальные конкуренты. Их самолеты B737 и А320 при конструктивном сходстве занимают одну нишу на рынке авиаперевозок.

Парк авиакомпании Southwest Airlines (США) укомплектован только самолетами «Боинг-737».

«Боинг-737-200» может садиться на грунтовые взлетно-посадочные полосы.

«Боинг-737-900», который впервые поступил в продажу в 2001 г., после презентации за один день получил столько же предзаказов, сколько все семейство «Боинг-757» за год.

Об основателе корпорации

Авиакорпорация носит имя Уильяма-Эдварда Боинга, ее основателя.

В 1908 г. авиашоу первых бипланов и аэропланов воодушевило У.-Э. Боинга на дело всей жизни, для которого он, ранее бросивший обучение в университете, занялся самообразованием.

В 1916 г. У.-Э. Боинг создал компанию Air Pacific, позднее названную его именем. В штате кроме менеджеров и инженеров были плотники и швеи, потому что самолеты изготовлялись из дерева, а крылья – из ткани. Первым воздушным судном стал гидросамолет.

Компания «Боинг» много лет была монополистом на мировом авиарынке, создавала бомбардировщики, комфортабельные пассажирские самолеты.

Для рекламирования компании и достижения мирового господства в самолетостроении У.-Э. Боинг строил аэропорты, прокладывал взлетно-посадочные полосы. Стал первым в Америке авиаперевозчиком – на аэроплане Model 80 перевез 12 пассажиров. Первым подписал контракт с почтовыми службами и перевез багаж.

Читайте также:  Росавиация запретила Boeing 737 MAX в российском воздушном пространстве

Конструктивные особенности «Боинг-737»

На этапе проектирования «Боинг-737», чтобы ускорить разработку новой модели, использовали фюзеляж от модели «Боинг-707» и «Боинг-727».

Ряд дополнительных окон над лобовым стеклом первых модификаций «Боинг-737», выпускавшихся в 60-е годы ХХ века, заимствован у более ранней модели – B707. Они предназначались для увеличения угла обзора. С усовершенствованием авионики необходимость в них отпала, и их не стали монтировать.

Шасси «Боинг-737» убираются в корпус без помощи створок, которых просто нет. Шасси размещаются в углублениях в центроплане самолета.

Самый распространенный тип салона B737 – с двумя классами: бизнес и эконом. Лучшие места для бизнес-класса – под литерами A и D во 2-м и 3-м рядах в середине салона у иллюминаторов.

«Боинг-737» в цифрах

«Боинг-737» – первый в истории гражданской авиации самолет, которым стали управлять два пилота вместо трех, как было ранее на всех других воздушных судах.

Пассажирский «Боинг-737» стоит от 78 млн до 115 млн долларов.

Общее количество деталей на этой модели самолета превышает 3 млн штук.

На покраску фюзеляжа «Боинг-737» уходит около двухсот литров краски. Высохшая масса составляет 112-116 кг.

Несколько модификаций этой модели оснащены встроенным под левую переднюю дверцу трапом с электроприводом. Его основное назначение – облегчить работу техников в аэропорту. Бюджетные авиакомпании, чтобы уменьшить расходы по наземному обслуживанию, применяют его для подъема и спуска пассажиров.

На борту «Боинг-737» проложено больше 58 000 м электрических кабелей.

Установка карбоновых тормозов снизила вес «Боинг-737» на 340 кг. Это дало 0,5% экономии топлива.

С момента выпуска первого самолета в 1967 г. до июля 2019 г. суммарные заказы на все типы «Боинг-737»превысили 15 тыс. единиц. За 52 года закуплено Боингов-737-300 – 1113 единиц, «Боингов-737-700» – 1128. Заказов на модель «Боинг-737-800» – 4991 единица; на «Боинг-737 MAX» – 4934, выкуплено 387.

На базе «Боинг-737» изготавливаются бизнес-джеты – комфортабельные самолеты для VIP-пассажиров. Всего с 1998 г. (год начала выпуска) к июлю 2019 г. произведено 154 Boeing Business Jets трех модификаций: BBJ1 – 124, BBJ2 – 23, BBJ3 – 7 соответственно.

Военные «Боинг-737»

Авиаконцерн «Боинг» на базе моделей гражданских самолетов «Боинг-737» выпускает и военные самолеты.

Т-43 – на основе B737-200. На них готовят штурманов Военно-воздушных сил (BBC) США. Часть самолетов оборудована для перевозки людей.

C-40 Clipper («Боинг-737-700С»). Эксплуатируются ВВС США для перелетов высшего военного командования.

SLAMMR – разведывательный самолет с бортовой многофункциональной радиолокационной станцией. Три самолета «Боинг-737 SLAMMR» закупили ВВС Индонезии.

P-8 Poseidon (B737-800ERX). Многофункциональный самолет-разведчик в авиации ВМС. У его крыльев законцовки вогнуты внутрь, как у модели «Боинг-767-4002, а не вертикальные, подобно B737-800. Ожидают не менее 100 заказов от ВМС стран НАТО, США.

Project Wedgetail (B737-700IGW). Воздушное судно для удаленного радиолокационного дозора. Его первый заказчик – ВВС Австралии. Самолетом заинтересовались такие страны, как Турция, Южная Корея, Италия.

AEW&C (B737NG). Разведывательный самолет раннего оповещения и контроля. Первые заказы поступили от ВВС Австралии, Турции, Южной Кореи.

Самые дорогие бизнес-джеты «Боинг-737»

Boeing Business Jet BBJ2 «Летающий отель» – 73 млн долларов. Его владелец Мукеш Амбани богатейший человек в Индии. В салоне площадью 93 квадратных метра располагаются зал для совещаний совета директоров, отсеки для личных нужд хозяина, включая спальню и ванную комнаты.

Boeing 737 BBJ 80 млн долларов. Судовладелец – неизвестный предприниматель из США. Борт лайнера для 19 человек разбит на несколько зон и включает конференц-зал со стыковочными станциями под смартфоны и компьютеры, полностью оборудованные кухню, спальню, ванную комнату.

Boeing 737 BBJ – 90 млн долларов. Обладатель роскошного авиасудна Ма Инцзю из Тайваня. Самолет оснащен новейшим оборудованием, включая систему смягчения вибрирования от неровной взлетно-посадочной полосы.